Творческий проект «Лечение радостью»
Проект направлен на создание здоровье сберегающих
условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию
детско-родительских отношений.
Предложенный проект способствует решению
проблем в эмоциональном развитии дошкольников посредством организации
совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Также
содействует гармонизации семейных взаимоотношений через привлечение родителей к
совместной деятельности и психолого-педагогическое просвещение их в вопросах
воспитания и развития детей.
Проект адресован педагогам дошкольных
образовательных учреждений.
План проекта
Наименование проекта |
«Лечение радостью» |
Тип проекта |
По доминирующему виду деятельности - творческий, по продолжительности – долгосрочный |
Проблема |
Наличие большого числа дошкольников, имеющих проблемы в эмоциональном
развитии |
Цель |
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста |
Задачи |
1. Учить
понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего
собеседника детей и родителей. 2. Расширять и
закреплять социально-приемлемые способы выражения эмоций (словесные,
физические, творческие) у воспитанников. 3. Развивать у
дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию). 4. Знакомить и
обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их
родителей. 5. Формировать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать
контакты, сотрудничать. 6. Изготовить с педагогами ДОУ и родителями оборудование, стенды, панно,
способствующие эмоциональному развитию детей. |
Участники проекта |
Дети старших групп, их родители |
Сроки и этапы реализации проекта |
I этап (подготовительный)
- сентябрь-октябрь 2018 г. - разработка
положения о проектной деятельности - оценка исходного
состояния проблемы через определение особенностей личностного и
эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с
помощью опроса и анкетирования родителей; - подбор
наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для
занятий. II этап (основной)-
октябрь 2018г. -май 2019 г. - реализация задач,
заложенных в проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и
развитие материально-технической базы; - обеспечение
промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. III этап (заключительный)-
май-июнь 2019 г. - оценка
эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос
родителей); - демонстрация
полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив
дальнейшего развития проекта. |
Исполнители проекта и основных мероприятий |
- администрация МКДОУ
- воспитатели
старших групп МКДОУ - специалисты МКДОУ (педагог-психолог, учитель – логопед,
педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре,
музыкальные руководители, медицинский персонал); - родители
воспитанников старших групп МКДОУ |
Ресурсное обеспечение проекта |
- наличие
педагогических кадров имеющих квалификационную категорию (56%), - наличие
квалифицированного медицинского персонала. Материально-техническое
обеспечение: - наличие
оборудованных помещений: спортивного зала, - наличие
видео-аудиотехники; - наличие аудио- и
видео- картотеки. Учебно-методическое
обеспечение: - наличие нормативно-правовой
базы, - наличие
диагностического инструментария, - наличие
демонстрационного материала, - наличие
образовательной программы ДОУ, -
учебно-методической литературы по образовательным программам, - наличие
методической литературы по здоровье сбережению дошкольников. |
Ожидаемые результаты |
-улучшение эмоционального состояния дошкольников, - развитие коммуникативных навыков детей старших групп, - гармонизация детско-родительских отношений, - обновление
содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами,
родителями. |
Критерии оценки результатов |
- снижение уровня
тревожности воспитанников; - повышение статуса
детей в группе; - смена стиля
взаимодействия «родитель-ребенок». |
Дальнейшее развитие проекта |
Введение в ДОУ
традиции «Дни совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут
свободно пообщаться в игровой форме на интересующие темы, создать страничку
на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и
конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную
консультацию специалистов. Организовать кружковую деятельность под
руководством педагога-психолога, направленную на гармонизацию
детско-родительских отношений. |
Актуальность проекта
Многие годы дошкольное воспитание в
нашей стране было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.
При этом коррекции психического здоровья ребёнка уделялось недостаточное
внимание. Сегодня забота о здоровье стала занимать во всем мире приоритетные
позиции. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это
не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние
полного физического, душевного и социального благополучия. От состояния
здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Исследования врачей,
наблюдения педагогов, психологов показывают, что у современных дошкольников
наблюдается ряд психологических проблем. Педиатры отмечают, что их подопечные
становятся более возбудимыми, вспыльчивыми. Так, по данным известного
психотерапевта Захарова А. И., в возрасте от 3 до 7 лет «нервными» определяются
каждый третий мальчик и каждая четвёртая девочка. Из года в год возрастает
количество гиперактивных, тревожных детей. Сотрудники детских садов обращают внимание,
что, «замыкаясь» на телевизорах и компьютерах, дети становятся менее
общительными, более конфликтными, многие воспитанники не умеют сопереживать,
поддерживать сверстников, выражать свои чувства и настроения.
Учитывая вышеизложенное, работа по развитию
и оптимизации эмоциональной сферы дошкольников представляется нам чрезвычайно
актуальной.
Учитывая сложившуюся ситуацию и
современные требования к организации воспитательно-образовательного процесса,
появилась необходимость пересмотра основных форм организации взаимодействия с
воспитанниками и их родителями, также изменения предметно-развивающего
пространства в ДОУ. Для решения выявленных проблем был создан творческий проект
«Лечение радостью».
Условия и возможности реализации проекта
в ДОУ представлены ниже в анализе.
Анализ исходного состояния
проблемы
Внутренняя среда организации |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Нормативно-правовое обеспечение |
||
Наличие 1. Локальные акты: - «Конвенция ООН о
правах ребенка». - «Всемирная
декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». - Конституция
Российской Федерации. - Закон Российской
Федерации «Об образовании». - Типовое положение
о дошкольном образовательном учреждении. -
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164. - Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об
утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». - Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. №
2151 «Об утверждении федеральных государственных требовании к условиям
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. |
Отсутствие Системы мониторинга
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
|
Учебно-методическое обеспечение |
||
1. Наличие в ДОУ
образовательной программы. 2. Наличие плана
психолого-педагогической работы. 3. Наличие
диагностического инструментария. 4. Наличие
необходимого демонстрационного материала. 5.
Учебно-методической литературы по образовательным программам. 6. Наличие
методической литературы по здоровьесбережению дошкольников. |
Работа педагога -
психолога включает в себя развитие эмоционального благополучия детей, однако
данная работа не способна полностью решить все имеющиеся проблемы ввиду
ограниченности во времени, поэтому необходимо вести в ДОУ кружковую работу по
оптимизации эмоционального состояния воспитанников и детско-родительских отношений. 3. Имеется
необходимый диагностический инструментарий исследуемых параметров, однако нет
системы мониторинга в рамках образовательной программы ДОУ. 4. Имеющийся
демонстрационный материал необходимо пополнить в соответствии с задачами
проекта. |
|
|
|
|
Цель и задачи проекта
Цель: Развитие эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить понимать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние своего собеседника детей и родителей.
2. Расширять и закреплять социально-приемлемые
способы выражения эмоций (словесные, физические, творческие) у воспитанников.
3. Развивать у дошкольников эмпатию
(способность к сопереживанию).
4. Знакомить и обучать навыкам
релаксации и саморегуляции детей старшего возраста и их родителей.
5. Формировать у воспитанников умения
устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6. Изготовить с педагогами ДОУ и
родителями оборудование, стенды, панно, способствующие эмоциональному развитию
детей.
Партнеры проекта
Ключевые партнеры |
Содержание деятельности |
Заведующая ДОУ |
Участвует в разработке проекта,
осуществляет руководство работой педагогического коллектива, способствует
материально-техническому оснащению проекта, координирует взаимодействие
сотрудников ДОУ, родителей воспитанников и социальных партнеров |
Старший воспитатель |
Участвует в разработке проекта,
осуществляет руководство за проведением мероприятий проекта, проводит
диагностику, принимает участие в реализации проекта, создает условия для
творческой работы коллектива над проектом. |
Педагог - психолог |
Участвует в разработке и
осуществлении проектной деятельности, организует совместную деятельность
воспитанников и их родителей, проводит психолого-педагогическую диагностику
личностного и эмоционального развития детей |
Основные партнеры |
Осуществляют
реализацию мероприятий проекта: |
Воспитатели
ДОУ |
Разрабатывают пособия,
наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта,
проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют со
специалистами ДОУ |
Специалисты ДОУ |
Разрабатывают пособия,
наглядный материал, игры для проекта, организуют мероприятия проекта,
проводят консультативную работу с родителями, взаимодействуют с воспитателями
и медицинским персоналом ДОУ. |
Родители |
Участвуют в опросах,
анкетировании, посещают консультации, совместные досуговые мероприятия,
участвуют в совместной деятельности по плану проекта. |
Дети |
Участвуют в совместной
деятельности, согласно плану проекта, совместно с педагогами и родителями
изготавливают пособия и игры для группы. |
Участники проекта
Участники группы |
Их интересы |
Дети 5-6 лет |
Наличие интереса к
игровой деятельности, к изучению взаимоотношений между людьми. |
Родители |
Снижение уровня
тревожности у детей, их эмоциональное благополучие. Улучшение взаимоотношений
с ребенком. Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам. |
Педагоги |
Развитие
эмоциональной сферы детей, формирование у них навыков самоконтроля,
воспитание чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи. |
Реализации проекта
Этапы проекта |
Сроки этапов проекта |
Задачи этапов проекта |
I этап (подготовительный) |
сентябрь-октябрь 2018 |
- разработка
положения о проектной деятельности, - оценка исходного
состояния проблемы, через определение особенностей личностного и
эмоционального благополучия детей и анализ семейных отношений с помощью
опроса и анкетирования родителей; - подбор
наглядно-информационного сопровождения и необходимого оборудования для
занятий. |
II этап (основной) |
Октябрь 2018г.- май 2019г |
- реализация задач, заложенных в
проекте (работа по перспективному плану); - укрепление и
развитие материально-технической базы; - обеспечение
промежуточного анализа и оценка эффективности его деятельности. |
III этап (заключительный) |
май-июнь 2019г |
- оценка
эффективности реализации проекта (повторная диагностика воспитанников, опрос
родителей); - демонстрация
полученных результатов (организация заключительного мероприятия); - анализ перспектив
дальнейшего развития проекта. |
Календарный
план мероприятий по реализации проекта
Сентябрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
I.
1. Диагностика
личностных особенностей детей (методика «Дом. Дерево. Человек»). |
1. Консультация с участием педагога-психолога
«Страхи детей». 2. Опрос родителей «Стиль семейных взаимоотношений» 3. Анкетирование родителей «Чего боится ваш ребенок» В течение месяца – разработка
наглядно-информационных материалов. |
Совместные беседы, участие в диагностике |
Неделя 2 |
1. Выявление уровня тревожности и определение ситуаций, вызывающих
тревожные состояния («Тест тревожности», авторы Темпл, Дорки, Амен). 2. Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений
(«Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман). |
||
Неделя 3 |
1. Определение статуса ребёнка в группе
(«Социометрия»; автор Д. Морено). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» |
||
Неделя 4 |
1. Изучение восприятия детьми графического
изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2.Изучение выразительности речи детей («Скажи
выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Изменение предметно-развивающей среды в группах
ДОУ |
Октябрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Знакомство с языком жестов, мимики,
пантомимики. Занятие 2. Знакомство с зонтиком предсказаний,
гороскопом на месяц, а также чтение и творческая работа по «Сказке о
созвездиях». Занятие 3. Создание первой странички в «Книжке про
меня»: «Это я». |
1. Консультация с участием психолога по результатам
диагностики ребят с помощью методики «Рисунок семьи». 2. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор
фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек,
совместное изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Волшебные средства понимания: интонация. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине Л. да Винчи «Джоконда»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Моя семья». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией радости. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о
том, как в стране Зодиакалии появился первый её житель – Овен». Занятие 3. Коллективная творческая работа по
изготовлению «Карусели желаний». Занятие 4. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Дом, в котором я живу». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Расширяем представление детей о радости. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Мои друзья». |
Ноябрь
Декабрь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. «Победи свой страх!»: обучение техникам
борьбы со страхами через превращение их в позитивные, творческие вещи. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение
и творческая работа по «Сказке о том, как возникло созвездие
Рака». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я
боюсь! Мои страхи днём и ночью». |
Консультация «Чего боятся наши дети: причины
возникновения детских страхов и способы их устранения». 2. Выставка портретной галереи «Наши мамы радуются,
когда…». 3. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»:
подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения
страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Для семей с особо тревожным, боязливым ребёнком –
рассказ о «волшебных» свойствах талисманов, подбор талисмана по желанию. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией грусти. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине В. Васнецова «Аленушка»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Мой рост и вес». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Продолжаем знакомство с эмоцией грусти,
развиваем умение преодолевать печальное настроение. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о
том, как на небе появилось созвездие Льва». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Не
подходи ко мне, я обиделся!». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией гнева. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Моя мечта». |
Январь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 3. |
Занятие 1. Расширяем представление детей об эмоции
гнева. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение
и творческая работа по «Сказке о шестом жителе Зодиакалии – созвездии Девы». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я
сержусь! Мой гнев». |
1. Практическое занятие по теме «Куклотерапия в
семейном кругу как один из способов коррекции эмоционального неблагополучия».
2. В течение месяца – подготовка материалов, информации, конкурсов к
мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор
фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек,
изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 4. |
Занятие 1. «Где живёт гнев и как его прогнать»:
обучение способам снятия мышечного напряжения, избавления от негативных
эмоций». Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Крамского «Неутешное
горе»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Мои достижения». |
Февраль
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Дать понятие о различной степени
интенсивности эмоций (радость – счастье, печаль – горе, раздражение – гнев). Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение
и творческая работа по «Сказке о том, как в Зодиакалии появилось созвездие
Весов». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Праздники». |
1. Мини-тренинг «Спокойные родители – спокойные
дети» (дать представления о влиянии эмоциональных состояний родителей
на самочувствие их детей; обучение элементарным способам мышечной
релаксации). 2. Консультация «Книжки – помощницы». 3. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
1. Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»:
подбор фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения
страничек, изготовление аппликаций, рисунков. 2. Изготовление книг – свитков для решения личностных
проблем ребёнка. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Обобщаем и закрепляем знания об эмоциях
радости, грусти, страха и гнева. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине И. Репина «Царевна
Софья»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Мои любимые игрушки». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Знакомство с эмоцией удивления. Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о
восьмом жителе Зодиакалии – созвездии Скорпиона». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка «Я
удивляюсь». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Знакомство с чувством стыда, вины. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Поступок, о котором я сожалею». |
Март
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Знакомство с чувством отвращения. Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц, чтение
и творческая работа по «Сказке о созвездии Стрельца». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Мои выходные». |
1. Фоторепортаж с занятий по сказкам звёздной страны
Зодиакалии. 2. Консультация «Жила-была девочка, похожая на
тебя…» (сочинение историй как способ оптимизации эмоциональных состояний у
детей). 3. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор
фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек,
изготовление аппликаций, рисунков. 2. Рассказ историй, сочинённых родителями для
ребёнка. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Знакомство с чувством робости. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине Н. Ге «Пётр Первый
допрашивает царевича Алексея»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Моё любимое животное». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. «Нет плохих эмоций и мыслей, есть плохие
поступки» (беседа о разнице между нашими переживаниями и мыслями и нашими
действиями). Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о
том, как появилось в Зодиакалии созвездие Козерога». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Моё любимое время года». |
||
Неделя 4 |
Неделя 4. Занятие 1. Повторение и закрепление знаний об
изученных эмоциях. Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Вкуснее нет на свете…». |
Апрель
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. Развитие представлений дружбе. Занятие 2. Знакомство
с гороскопом на месяц, чтение и творческая работа по «Сказке о созвездии
Водолея». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
опасностей «Я растерялся! Я справился!». |
1. Просмотр и обсуждение видеофильма «Любимые
мультфильмы наших детей: вред или польза». 2. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор
фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек,
изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Формирование представлений о том, что
важно в дружеских отношениях. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с
использованием шедевров мировой живописи (по картине К. Брюллова «Девочка с
персиками»). Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Добрые дела». |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. «Что такое одиночество и почему плохо
быть одному». Занятие 2. Чтение и творческая работа по «Сказке о
том, как в Зодиакалии появился последний житель – созвездие Рыб». Занятие 3. «Мой детский сад». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. «Портрет друга». Занятие 2. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Любимый педагог». |
Май
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
Занятие 1. «Ссора» (способствовать осознанию причин,
приводящих к конфликту, и путей его разрешения). Занятие 2. Знакомство с гороскопом на месяц,
заключительная беседа и творческая работа по «Сказкам звёздной страны
Зодиакалии». Занятие 3. Создание «Книжки про меня»: страничка
«Планы на будущее». |
1. Выставка творческих работ, созданных в процессе
занятий на «Островке настроения». 2. Выставка «Книжек про меня» по желанию авторов. 3. В течение месяца – подготовка материалов,
информации, конкурсов к мероприятию «День рождения». |
Помощь ребёнку в создании «Книжки про меня»: подбор
фотографий, беседы, ответы на вопросы, необходимые для заполнения страничек,
изготовление аппликаций, рисунков. |
Неделя 2 |
Занятие 1. Развитие добрых, тёплых отношений между
ребятами, способствовать сплочению детского коллектива. Занятие 2. Эмоциональное развитие детей с использованием
шедевров мировой живописи (по картине В. Перова «Тройка»). |
||
Неделя 3 |
Занятие 1. Повторение и закрепление знаний о навыках
дружного, бесконфликтного взаимодействия. Занятие 2. Медитация «Путешествие на голубую
планету». |
||
Неделя 4 |
Занятие 1. Коллективная творческая работа по
изготовлению «Карусели желаний»; сравнение с первой работой. |
Июнь
|
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совместная деятельность детей и
родителей |
Неделя 1 |
1. Повторная диагностика уровня тревожности (методика «Кактус») |
1. Изучение взаимоотношений в семье (анкета
«Взаимоотношения в семье»). 2. Анкета обратной связи «После участия в проекте…»,
«В дальнейшем хотелось бы…» 3. Консультация для родителей по итогом диагностики 3. Демонстрация полученных результатов в итоговом
мероприятии |
Совместная подготовка к итоговому мероприятию,
изготовление атрибутов, костюмов. |
Неделя 2 |
2. Исследование изменений восприятия ребёнком особенностей семейных
взаимоотношений («Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман). |
||
Неделя 3 |
1. Определение статуса ребёнка в группе (Социометрия
«Секрет). 2.Опрос педагогов «Статус ребенка в группе» |
||
Неделя 4 |
1. Изучение узнавания детьми графического
изображения эмоций («Пиктограмма»; автор Н. Минаева). 2. Изучение развития выразительности речи детей
(«Скажи выразительно»; автор Н. Минаева). 3. Итоговое мероприятие – развлечение под названием
«В гостях у Снежной королевы». |
Ожидаемые
результаты
- улучшение эмоционального состояния дошкольников,
-
развитие коммуникативных навыков детей старших групп,
-
гармонизация детско-родительских отношений,
-
обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми,
педагогами, родителями.
Оценка результатов (май - июнь 2019г).
В
процессе реализации проекта рабочей группой был осуществлен мониторинг
достижения результатов. Измеряемые параметры представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг достижения результатов проекта
Участники |
Ответственный |
Индикаторы |
Инструмент измерения |
Дети 5-6 лет |
Педагог-психолог, старший воспитатель |
1. Снижение уровня тревожности 2. Улучшение внутригрупповых отношений 3. Гармонизация внутрисемейных отношений 4. Повышение знаний детей об основных эмоциях человека |
- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой. - Методика «Социометрия», детский вариант «Секрет». - Графическая методика «Рисунок семьи»; Р. Бернс, С. Кауфман. - «Пиктограмма»; «Скажи выразительно»; автор Н. Минаева. |
Родители |
Старший воспитатель, воспитатели |
1. Гармонизация детско-родительских отношений 2. Активное участие родителей в мероприятиях ДОУ |
- Анкета «Взаимоотношения в семье». - Анкета обратной связи «После участия в проекте…», «В дальнейшем
хотелось бы…». |
Педагоги |
Заведующая, старший воспитатель |
1. Улучшение климата в группе и взаимоотношений между детьми 2. Активное взаимодействие всех
педагогов в проведении мероприятий. |
- Опросник «Статус ребенка в группе». - Наблюдения, опросы |
Дальнейшее
развитие проекта
Получив в результате анкетирования от родителей запрос
на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей
работы над проектом. В дальнейшем планируется ввести в ДОУ традиции «Дни
совместных встреч», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в
игровой форме на интересующие темы, создать страничку на сайте детского сада,
где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие
вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов. Организовать
кружковую деятельность под руководством педагога-психолога, направленную на
гармонизацию детско-родительских отношений.
Список литературы
1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для
детей старшего дошкольного возраста [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 57 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности
[Текст]- М.: Просвещение, 1995. – 123 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – М .
:Просвещение, 1984 – 319 с.
4. Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие
личностной сферы детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ Тесты. Игры.
Упражнения. -Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 178 с.
5. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми
детьми [Текст]/ - М.: Детство-Пресс, 2005. – 168 с.
6. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность [Текст]/ - Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей
[Текст]/. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 201 с.
8. Клюева, Н.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд.
[Текст]/- Ярославль: Академия развития, 2001. – 186 с.
9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников [Текст]/
Занятия. Игры. -М.: Владос, 2001.- 204с.
10. Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст]/ Тесты
и коррекционные игры. - М.: Детство-Пресс, 2000. – 305 с.
11. Рогов, Е.И. Настольная книга практического
психолога [Текст] - М.: Владос, 1999. – 337 с.
12. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития
навыков общения у дошкольников[Текст] - Минск: Гамма, 1995. – 115 с.
13. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и
детям [Текст]/ Тренинговые программы .- М.: Детство-Пресс, 2007. – 268 с.
14. Шипицина, Л.М. Азбука общения [Текст]/ Развитие
личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.:
Детство-Пресс, 1998. – 295 с.
15. Ежеквартальный научно-практический журнал.
Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.