«Сплочение и доверие»
Тренинг для воспитателей
Пояснительная записка
Актуальность
Групповая
сплоченность является необходимым условием для создания комфортного
микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное
эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе;
позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание.
Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся
работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных
способов создания такой атмосферы.
Данный тренинг поможет созданию
положительных, доверительных взаимоотношений участников тренинговой группы, что
необходимо при долгосрочной работы группы.
Цель: психологическое единение коллектива, раскрытие некоторых секретов
общения.
Задачи:
•создать благоприятные условия для работы
тренинговой группы;
•снятие эмоционального напряжения участников
группы.
Состав участников: 10-15 человек.
Вводная часть:
Педагог
- психолог:
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний
наш тренинг направлен на сплочение и развитие доверия в нашей тренинговой
группе.
Психолог:
Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор».
- Поговорим?
-О чем?
- О разном и прочем.
- О том, что хорошо.
И хорошо не очень
Чего-то знаешь ты.
А что – то мне известно.
- Поговорим?
-Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Педагог - психолог: «Уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о
важности сплочённости коллектива. Психологический климат – это, как Вы знаете,
межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют
его основное настроение. Создание эмоционального благополучия в педагогическом
коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только
администрации, но и каждого члена коллектива. Психологический климат называют
благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о
каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе,
проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся
ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует
причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение»
Педагог – психолог:
Упражнение
«ХЭЛЛО, БОНЖУР,
ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»
Чтобы
групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное»
настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия
на различных языках.
Каждый из участников
должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном
языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).
Как
вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с
другом за руку и произнося свое приветствие.
Клаус
Фопель предлагает тренеру заранее подготовитьсяк этому и запастись
карточками с написанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть
одну из карточек и воспользоваться подсказкой.
США,
Великобритания: «Good morning»; «Hi».
Италия:
«Воn giorno».
Испания:
«Buenos dias».
Франция:
«Bonjour».
Эстония:
«Теге».
Литва:
«Labas ritas».
Израиль:
«Shalom».
Гавайи:
«Aloha».
I. Разминка
Педагог - психолог:
– Теперь немного взбодримся и поиграем.
Упражнение «Кошка и мышка»
Цель: снятие барьеров в общении, снятие
эмоционального напряжения
Процедура проведения: Участники образуют круг и
берутся за руки. Выбирают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка
снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг защищают мышку от
кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и
перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать
наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих
круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.
- I. Основная часть:
Упражнение
«Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного
эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий
личностным качествам собеседника.
Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:
« Давайте восклицать, друг
другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит
опасаться.
Давайте говорить друг другу
комплименты,
Ведь это все любви
счастливые моменты…!
Педагог – психолог:
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Обмен
комплиментами будет происходить в форме диалога по кругу. Нужно не только
получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
-Света, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Гюлшад, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так!
А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к
говорящему.
Упражнение «Поезд»
Цель: Сплочение, повышение взаимного
доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости
действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.
Ход упражнения: 6-8 участников
изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди.
Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через
препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих
часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.
Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения
до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий
указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия,
изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно
объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов
поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки –
например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность
каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения,
можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Обсуждение:
Кому кем больше понравилось быть «локомотивом»,
«вагонами», с чем это связано?
Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?
Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?
Деление на группы
педагог - психолог:
– Теперь немного разрядим обстановку. Для
следующего упражнения нам нужно разделиться на пары. Для этого встаньте и
потихоньку, чтобы никто не выдел посмотрите, что написано на ваших
стульях.
Теперь выйдите в зал и беззвучно изобразите то,
что написано на ваших карточках. Задача каждого - найти свою пару, то есть тот
же самый предмет. Когда вы решите, что нашли свою пару, объединитесь с ней, но
не говорите, пока упражнение не закончится.
Упражнение «Объелись мёда»
Цель: сплочение, снятие барьеров в общении,
снятие эмоционального напряжения.
Ход: Участники делятся на пары и садятся на пол
напротив друг друга. «Вы ели мёд и взялись за руки, а руки слиплись. Вам нужно
встать, не расцепляя рук». Потом мёд ели впятером, всемером, вдесятером, и
т.д., всем отрядом. При этом, все участники садятся близко-близко по кругу и
также должны встать, не расцепляя рук.
Упражнение «На риск»
Инструкция: «Сейчас мы с вами проделаем
упражнение, связанное с определенным риском, и, наверное, даже с опасностью.
Прошу войти в круг тех, кто хочет поучаствовать, хочет мне помочь. Доверьтесь
мне!».
После того как все желающие войдут в круг,
ведущий объявляет: «Всем спасибо, все молодцы. А упражнение уже закончено!»
Обсуждение:
•Почему вы вызвались в добровольцы?
•Почему вы решили не принимать участие в
упражнении.
•Повлияла ли фраза: «Доверьтесь мне» на ваше
решение?
•Легко ли доверяться другим людям?
•Кому довериться легче всего?
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: активизация внимания на своих ощущениях,
развитие доверия и сплоченности в коллективе.
Участники делятся на пары. Один – слепой,
надевает повязку на глаза. Другой – поводырь, берет слепого за руку и водит по
зданию. Слепой вслух сообщает, что он чувствует, думает, представляет во время
движения. Затем слепой и поводырь меняются ролями.
Обсуждение:
Рассказ о своих впечатлениях ощущениях.
— Как ты чувствовал себя, когда был
"слепым"?
— Вел ли тебя твой "поводырь" бережно
и уверенно?
— Знал ли ты все время, где ты?
— Нашел ли ты что-нибудь любопытное, что
интересно потрогать, понюхать или послушать?
— Как ты себя ощущал в роли поводыря?
— Старался ли ты привести своего партнера к тем
местам, где ему точно что-то понравилось бы?
— Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие
своего партнера?
— Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда
тебя вели?
III. Заключение
Рефлексия: нелегко доверять другим людям. Иногда
мешает собственная неуверенность, иногда неудачный опыт. Но постарайтесь больше
доверять друг другу в профессиональном плане и больше помогать друг другу.
Будьте искреннее на тренингах. Ведь у нас много общих целей, давайте достигать
их вместе.
Литература
1. Аралова М. А.
Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение - Москва : Сфера,
2005. – 60 с.
2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга.
– М.: Ось-89, 2000.
3.
Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические
игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о
психологической группе).
4.
Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89,
2000.
Просмотров всего: , сегодня: