Обычно тревожный ребенок выделяется из толпы. В отличии от других деток, ему не свойственна неусидчивость, активность и коммуникабельность, свои проблемы старается держать при себе. Зачастую он говорит робко и неуверенно, из-за заниженной самооценки постоянно ищет одобрения окружающих во всех делах. Также, довольно часто тревожных детей беспокоят психосоматические проблемы: кружиться голова, болит живот, при сильном беспокойстве возникает сухость во рту и учащается сердцебиение.

Выделяют следующие признаки тревожности у ребенка: хроническое беспокойство, сложности с концентрацией, скованность, застенчивость, повышенная потливость при волнении, плохой аппетит, неуверенность в себе и своих силах, нарушения сна, ночные кошмары, страх перед новым, неумение и нежелание решать трудности.

Специалисты считают, что основной причиной возникновения тревожности является дисгармония детско-родительских отношений. Так как родители являются наиболее значимыми взрослыми для ребенка, их деятельность значительно влияет на его восприятие мира и поведения. Для того чтоб у ребенка не возникало внутреннего конфликта, очень важно, чтоб все вокруг было понятным, а поведение родителей - предсказуемым. Поэтому, мама и папа не должны:

1. Выдвигать противоречивые требования, которые травмируют неокрепшую психику малыша. Очень важно, чтоб взрослые придерживались единой линии поведения, к примеру, если мама разрешит сыну погулять во дворе, а вечером папа накричит на него за это, велика вероятность возникновения неуверенности в себе, отсутствии проявления самостоятельности и инициативности.

2. Предъявлять завышенные требования, которые формируют заниженную самооценку. Важно понимать, что каждый обладает индивидуальными способностями, все дети не могут быть отличниками или спортсменами, как этого хочется родителям. Поэтому, давить на ребенка нельзя ни в коем случае.

3. Унижать ребенка, подавлять его волю и желания, ограничивать в деятельности, которая приносит ему удовольствие. В этом вопросе существует тонкая грань, между поощрением к развитию и вседозволенностью, которую очень важно соблюдать.

4. Ругаться и скандалить при ребенке. Доброжелательная и позитивная атмосфера в семье положительно отражается на психике малыша, поэтому ни в коем случае не стоит конфликтовать на его глазах [42].

Прежде всего, важно понимать, что проблема повышенной тревожности достаточно серьезна, поэтому она не решается за один день, и требует значительных усилий от родителей. Работа с тревожностью должна иметь ежедневный и целенаправленный характер. В целом, с тревожными детьми работают в трех основных направлениях: повышение самооценки, снятие напряжения и обучение управлять собой в волнующих ситуациях.

1. Повышение самооценки

Повышение самооценки является фундаментом для развития успешной и благополучной личности, поэтому ее роль в воспитании незаменима. Прежде всего, важно обращаться к ребенку по имени, хвалить даже за незначительные достижения, отмечать их в присутствии других деток. Крайне важно, чтоб эта похвала была искренней, ведь дети остро чувствуют фальшь.

Очень важно исключить из лексикона обидные и резкие слова, которые могут унизить достоинство ребенка. Также не стоит насильно требовать от малыша извинений за совершенный проступок, ведь это может вызвать озлобленность. Гораздо лучше попросить его объяснить, почему он так поступил.

Полезным нововведением будет создание специального стенда для ребенка, в котором будут отмечаться все его положительные достижения, пусть даже самые маленькие. Такой стенд можно сделать в форме солнышка, дорисовывая достижения в виде лучиков, цветочка, с лепестками и т. д.

2. Снятие напряжения

В данном случае, благоприятный эффект оказывает телесный контакт с тревожным ребенком. Благодаря самым простым обниманиям, одобрительному похлопыванию по плечу или теплому поглаживанию по спине или голове, малыш ощущает себя в безопасности, это поможет ему успокоится и расслабиться. Также рекомендуется делать массаж и растирания.

Очень хорошо действуют импровизированные представления и маскарады. Ведь нет ничего сложного в том, чтоб достать старую одежду и поиграть в переодевания всей семьей. Или разукрасить лица как у клоунов или зверушек. Такие забавы приносят много радости деткам, они помогают раскрепоститься и раскрыть внутренний потенциал личности.

3. Самоконтроль в волнующих ситуациях

Из-за излишней скованности и стеснительности, спровоцированной повышенной тревожностью, дети часто скрывают свои проблемы. Поэтому, если ребенок говорит, что все хорошо, это не обязательно соответствует действительности. Поэтому очень важно найти контакт с малышом. Этого можно добиться, обсуждая ту или иную проблему. Если ребенок выговориться о своих чувствах и переживаниях, ему станет значительно легче.

Тревожных детей не рекомендуется торопить, ведь от волнения бывает довольно сложно сконцентрироваться. Лучше предоставить ребенку столько времени, сколько требуется [33].

Очень хороший эффект дает сочинение сказок вместе с родителями.

Это помогает снять эмоциональный груз внутренних переживаний, а также научит ребенка самостоятельно принимать решения.

Также можно попросить ребенка нарисовать свой страх, однако он должен это сделать исключительно по своему желанию. Рисунок поможет выплеснуть накопившиеся эмоции. К тому же, после того, как символ страха будет нарисован, родители могут тоже взять в руки карандаши и дорисовать вместе с ребенком смешные усы или веселую шапку. Это развеселит малыша, и поможет ему справиться со страхом.

Со всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже с такой серьезной проблемой, как повышенная тревожность, можно справиться. Главное проявить заботу, внимание и любовь к своему ребенку. Поддержка родителей - это залог успеха в здоровой психике малыша, благодаря семейной атмосфере тепла и доверия он проявит все свои многочисленные таланты.

Глава 2. Практический анализ взаимосвязи тревожности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Оценка уровня тревожности и самооценки дошкольников на констатирующем этапе экспериментальной работы

Практический эксперимент был проведен нами на базе ДОУ № 45 нашего города. В эксперименте приняло участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

На первоначальном этапе нам было необходимо оценить уровень тревожности и самооценки ребят, установив при этом взаимосвязь между данными двумя психологическими показателями.

Для этого нами был использован метод «Несуществующее животное».

Конечно, изображения людей - самые «популярные» сюжеты детских рисунков. А вот на втором месте - безусловно, зверюшки. Домашние любимцы или животные, поразившие воображение ребенка в зоопарке, или же сказочные персонажи - словом, зверики разные, зеленые-красные. Практически ни один детский рисунок не обходится без них.

Конечно же, исследователи детской психики не могли обойти своим вниманием этот феномен, поэтому уже давно создан знаменитый тест «Несуществующее Животное», с которым я и хочу вас познакомить. Автор этой замечательной методики, ставшей популярной как у нас в стране, так и во всем мире - отечественный психолог М. З. Друкаревич.

Ниже расписана методика работы, использованная нами для проведения всемирно известного теста «Несуществующее Животное». Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно - по горизонтали или по вертикали.

Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет - воспользуется резинкой (ее надо также положить).

Следует подчеркнуть, что родителям не стоит самостоятельно «тестировать» своего ребенка. Лучше прибегнуть к услугам специалиста или же в крайнем случае попросить «выдать задание» человеку не слишком к ребенку близкому - это обезопасит рисунок от возможных искажений, связанных с излишне эмоциональным отношением юного художника к попросившему «порисовать» родителю. Особенно излишне сообщать ребенку, что происходящее - это тест.

Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было - ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».

Если малыш скажет «Я не умею такое рисовать» - надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше - придумывать по ходу дела.

Когда ребенок закончит свое произведение, просим дать животному название.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.

Выяснив название животного, просим рассказать о нем - о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги - и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?

В случае непонятности рисунка уточняем, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Мы не акцентировали внимание малышей на том, что это - тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня - пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.

Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание. На что же его направить - и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?

Итак, для начала определим, тип животного.

Если оно действительно оригинальное - это свидетельство высокой креативности ребенка.

Если словно составлено из разных частей существующих животных - ребенок вполне рационалистичен.

Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) - у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень… а о том, почему лень - тоже не грех задуматься).

Обратим внимание и на части тела существа.

Голова - простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет - это весьма настораживающий признак.

Но и пословица «одна голова - хорошо, а две - лучше» в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.

Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка.

Глаза - вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение - в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные - это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов.

Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.

Ноги - индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики - малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» - ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию.

Передние лапы или «руки» - символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще - он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.

Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста - свидетельство демонстративности характера, а вот крылья - атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков.

Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.

Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной.

Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь - это боязнь нападения и потребность в защите.

Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) - признаки психологического неблагополучия и сигнал о необходимости обратиться за консультацией к специалисту.

 Хочу такой сайт

Контакты

368565, Республика Дагестан, Каякентский район с.Дружба, ул. Горького, 26

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 960 410 66 57