ООД "Быт народов Дагестана в Старину"

01.11.2019

Конспект

открытого занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

в старшей группе

«Быт народов Дагестана в старину»

Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.

Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт народов Дагестана в старину»,кукла в национальном наряде, люлька для куклы, национальный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза,.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята ,давайте встанем в круг .
(Воспитатель задает вопрос). Ребята в какой мы стране живем? Как она называется?
ответы детей: В России.
Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая. А есть в нашей огромной стране маленький уголок, который особенно близок каждому.

Ребята вы догадались о чем я говорю?

Как мы называем этот уголок?

Ответы детей.( Малая родина)

Воспитатель: Молодцы! И мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей ,заходит в спальню и выносят люльку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет . Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное арабское  имя Джамиля. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Джамилька. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Мага - Магомед, Хадя –Хадижат и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Джамилькой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Джамиля?
Джамиля- Это имя обозначает –Красивая..
Воспитатель: Ребята, Джамилька приглашает нас в свой дом.
Слайд 1.

 

Картина «Сакля»

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Джамильки. Называется этот дом «Сакля».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей: дом сделан из камня..
Воспитатель: На первый взгляд сакля - самая обыкновенная постройка. Горцы , строя свое жилище, старались сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Нередко многоэтажные с многочисленными бойницами сакли  представляли собой комфортное

 

жилище и надежную крепость в случае опасности.. Дети, посмотрите, в доме у Джамили такие  интересные вещи, что же это?

Слайд 2.
Картина №2 «Прялка»

 

Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
черная коса.

Темная головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель: Давайте назовем вместе – прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясти нити. А хотите сами попробовать прясть.
Воспитатель : Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки) 
Бабушкам платочки. («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане.(дети показывают на себя)
Воспитатель : Я вам загадаю загадки ,а вы отгадаете ,что за предметы есть в избе.
Загадки :
1)Есть у бабушки-старушки 
Очень маленький секрет: 
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед – 
Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)

2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубашка)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим ,что есть у Джамильки в избе.
Слайд 3

Картина -Сундук , лавка, папаха.

 

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть) 
Дунул ветер — полетели, 
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели 
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались в старину горянки? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.

Слайд 4.

Картина № 4 :Одежда простолюдинов 


Воспитатель : Платье, шаровары, чохта, черевички.
Воспитатель: Давайте, с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Джамильки. (Дети подходят к фланелеграфу с национальным костюмом горянки и рассказывают сами,
как он выглядит ,какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.:.

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядело платье горянки. Какие интересные украшения. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером горянки , песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель: Нам, Джамилька приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит маленькое письмо.

Ребята, посмотрите в коробке есть послание для нас, давайте прочитаем его. да это же загадка.

Я вам сейчас его зачитаю, а вы попробуйте отгадать. Хочу такой сайт

 

Клюв огромный, как крючок, Но об этом всё – молчок. Я встречаю здесь зарю. В небе голубом парю, И летаю выше гор, Узнаёте? Я – (орел)

Воспитатель: Правильно. Но Джамильке предлагает нам еще поиграть в игру «Орел и петух».

 

Игра: «Орел и Петух».

Играет вся группа.

Содержание игры:

Заранее выбирается ребенок Орел(можно с помощью считалки).

Орел в соответствующей шапке на голове, стоит в стороне от детей, повернувшись к ним спиной.

Воспитатель молча, только газами или прикосновением руки выбирает петушка, чтоб орел не догадался – кто будет Петушком.

Дети стоят, изображая «горы», т.е. по двое, по трое взявшись за руки и подняв их вверх.

Дети стоят с различным положением рук и поют попевку.

Орел, Орел!

В небеса забрел!

Эй, Орел покажись!

Над горой покружись!

На тебя поглядим!

Петуха отдадим!

В конце слов ребенок - Петух неожиданно из своей «гряды» вылетает и двигаясь широким петушиным бегом, размахивая крыльями убегает от Орла Орел увидев Петуха старается его догнать, двигаясь легким бегом, не сохраняя рук «Орла». Дети остаются на своих местах, только теперь они поднимают сцепленные руки вверх, пропуская по своему желанию Петуха или Орла, то опускают их вниз – задерживают. Петух, все время, убегая «кукарекает».

Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель :Джамилька очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В люльку.

Слайд 5.

Картина Колыбель

Воспитатель:  В старину кроватка называлась люлькой. Вот и у нас есть люлька для Джамильки. Раньше, чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(народная колыбельная песня на даргинском языке).

Воспитатель: Ну, вот и все, наша Джамиля уснула. 
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь, вы знаете, какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Контакты

368565, Республика Дагестан, Каякентский район с.Дружба, ул. Горького, 26

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 960 410 66 57